Сильван Патай – страстный человек. Упомяни о Марсане, и он часами будет делиться своими богатейшими знаниями.
- Конечно, я мог бы иметь виноградники в других апелласьонах, но мне достаточно Марсане. Было слишком амбициозно с моей стороны утверждать, что это лучший апелласьон. Вместо этого я предпочитаю быть лучшим в Марсане. Я, например, хорошо знаю регион Жевре-Шамбертен, но моя коммуна - здесь.
Марсане находится в верхней части карты Кот д’Ор, к северу от Жевре-Шамбертена и Фисена, и к югу от города Дижон. Апелласьон растянулся на три коммуны – Chenôve, Marsannay и Couchey. На вопрос о том, происходит ли он из семьи виноделов, Сильван Патайе ответит вам: и да, и нет.
- Мой отец не был виноделом, - рассказывает Сильван. - И дед не был. В моей семье все это прекратилось в 1930-х годах. Из-за финансового кризиса и Первой мировой войны было трудно содержать виноградники. Мой дед сохранил только 0,2 гектара с гаме и алиготе, чтобы делать вино для себя. Когда я был ребенком, я проводил с ним много времени на этом винограднике.
Так что когда Сильван Патай осознал, что хочет работать в собственном домене, у него не было семейных виноградников, и он начал с абсолютно чистого листа, на голом месте. Чтобы стать виноделом, он в 14 лет пошел в энологическую школу в Боне, а затем поступил в Университет Бордо.
- Поскольку у моих родителей не было виноградника, я собирался путешествовать по миру и делать несколько урожаев в год. Вместо этого я получил работу в лаборатории в Боне и работал там с 1997 по 2001 год. Я многому научился. Но в то же время все это было очень поверхностно. Вы пробуете вина во время винификации и выдержки, а после этого вас как бы больше не существует. Это не ваши вина. И парень, который делал их, сразу забыл о вас. А мне необходимо было создавать то, что я бы мог назвать своим. Я родился, чтобы работать на виноградниках.
Первый винтаж Патай сделал в 1999 году, когда он продолжал еще работать энологом в лаборатории. В то время у него во владении был всего лишь гектар земли. Сейчас его владения в пятнадцать раз больше, и все его земли – в окрестностях любимого Марсане.
Помимо вин из алиготе, домен делает три белых вина: два марсане и одно региональное Bourgogne Le Chapitre.
- На винограднике Le Chapitre очень хорошие почвы, - говорил Сильван Патай. – Он расположен к западу от деревни Шенов, поэтому в 1987 году его оставили за пределами апелласьона Марсане. Они руководствовались идеей, что апелласьон заканчивается на юге Шенова, где расположен Clos du Roy. В прошлом Le Chapitre было самым известным вином Дижона, В XVI и XVII веках оно ценилось не меньше гран крю. А в наше время виноградник до сих пор классифицирован как Bourgogne AOC.
– Le Chapitre элегантней и тоньше, чем в Clos du Roy. Почвы на обоих участках одинаковые, белая глина, богатая железом, но на Le Chapitre теплее и здесь самый крутой склон в апелласьоне. Мы всегда начинаем собирать урожай на Le Chapitre. У виноградника еще пять владельцев: Jadot, Domaine René Bouvier, Domaine Jean Fournier, Château de Savigny и Domaine Machard de Gramont.
Что касается белых марсане, то одно – бленд с нескольких участков, другое – вино с одного виноградника La Charme aux Pretres.
- Красные с виноградника La Charme aux Pretres обычно получаются ужасные, - говорит Сильван Патай. – Но эта почва дает хорошие белые вина, богатые и очень минеральные. Обычно я выдерживаю La Charme aux Pretres в бочках в течение двух лет.
Сильван делает шесть разных красных кюве Marsanne AOC и два красных кюве категории Bourgogne AOC.
- Я чувствую, что вино с разных лье-ди Марсане важно бутилировать раздельно. Так по большей части здесь всегда и делали. Не так часто, конечно, как в той части апелласьона, которая расположена в коммуне Куше, но это потому, что мы используем в работе разные методы. Если мы хотим повысить статус некоторых виноградников апелласьона до премьер крю, важно показать их различие. Clos du Roy не таков, как Longeroies или Montagne, каждый из них очень индивидуален.
Повышение статуса виноградников апелласьона до премьер крю – долгий процесс. Он начался в 2002 году и до сих пор далек от завершения. Сейчас 16 лье-ди (около 30% виноградников апелласьона) являются кандидатами на этотапгрейд. Среди этих 16-ти - Clos du Roy, Montagne, Longeroies, Echezeaux и Champs Perdrix.
- В Montagne вы близко к скальным породам, - говорит Сильван Патай. – Здесь очень бедные почвы. Виноградник смотрит на юг, но это прохладное место, потому что участок находится в конце долины. В то же время лес и камни в почве помогают удерживать тепло. Мы всегда собираем здесь довольно поздно. Ароматика вина обычно спелая, это очень щедрое вино, но менее мощное, чем Longeroies или Clos du Roy.
– Clemengeots – часть виноградника Champ Salomon, как раз между Marsannay и Couchey. Участок расположен в середине холма, почвы неглубокие, с большим содержанием гальки. Здесь в почве много тонких камней, которые мы в Бургундии называем laves (лава, сланец) и часто используем для крыш. На винограднике Clemengeots лозам приходится уходить корнями глубоко в землю, чтобы найти что-то полезное. Это добавляет вину особую легкую минеральность, которую вы никогда не получите на Clos du Roy.
Помимо вин с разных лье-ди, Сильван Патай выпускает бленд - Marsannay L’Ancestrale. На него идет виноград с самых старых лоз в Clemengeots, Ouzeloy и Clos du Roy, возраст которых 60-80 лет, поэтому ягоды на лозе маленькие и урожайность очень низкая.
В 2011 году винодел перестал делать традиционное розовое марсане. Слишком технологическое вино, решил он. Вместо этого у него есть Fleur de Pinot - розе для выдержки, вдохновленное Château Simone. Самой молодой лозе – 65 лет, остальным 80-85. И соответственно очень низкая урожайность, 25-30 гектолитров с гектара.
- Я хотел сделать серьезное вино, - объясняет Сильван Патай. - Во время дегустаций я не говорю людям, что это розе, потому что многих розе не интересует. Попробовав Fleur de Pinot, они часто говорят: это не розе, это вино! Моя цель – делать великое вино, используя замечательную почву, старые лозы и долгую выдержку.
- Во Fleur de Pinot мне хочется той же минеральности, что и в белых винах. Оно похоже на отличное розовое шампанское. Я использую 45% новых бочек, но после выдержки бочковые ароматы исчезают. В вине 15% пино гри, высаженного в 1935 году, 70% пино нуара, высаженного в 1959, и 15% пино нуара из Chamforey, высаженного в 1954 году.
Источник - https://www.bourgogne-info.eu/html/domaine_sylvain_pataille.html.