48 идеальных шардоне
«А нужна ли нам белая бургундия?» - задалась вопросом британский эксперт и Master of Wines Дженсис Робинсон по окончании вертикальной дегустации 48 шардоне новозеландской винодельни Kumeu River, которую организовал в прошедшем сентябре крупнейший лондонский импортер Farr Vintners.
Три года назад владелец Farr Vintners Стивен Броуэтт, который возит Kumeu River на Британские острова с 1990 года, уже собирал авторитетную тусовку Masters of Wines, критиков и журналистов, чтобы сравнить вина новозеландского хозяйства с коммунальными и премьер-крюшными винами топовых бургундских производителей. Итоги слепой дегустации, а именно полный триумф новозеландцев, произвели неизгладимое впечатление не только на Робинсон, но и на Нила Мартина, Джейми Гуди, а также журналистов из Decanter, Daily Mail и Wall Street Journal.
На этот раз Пол Брайкович, один из пятерых детей отца-основателя Мате Брайковича, отвечающий за продажи и маркетинг, представил 12 винтажей, с 2006 по 2017, четырех вин семейного оклендского хозяйства – собирательное Kumeu River Estate Chardonnay и три вина с отдельных виноградников – Coddington, Hunting Hill и Mate’s Vineyard. Таким образом получилось 4 сета по 12 вин.
«Трудно себе представить четыре дюжины вин от любого производителя белой бургундии, среди которых не попалось бы нескольких разочаровывающих бутылок вследствие либо дефектной пробки, либо премокса (преждевременной оксидации), либо ошибок винодела», - замечает Дженсис Робинсон.
«Мы попробовали 48 вин и среди них не было ни одного неудачного. Такого не бывает. Никогда», - вторит ей Джоз Фаулер (vinolent.net), - «… с точки зрения абсолютного качества и чистоты не было ни одного вина, которое я не хотел бы иметь на столе сегодня вечером».
Пробка
Одной из главных причин идеального состояния всех вин Kumeu River является несомненно screwcaps. После проблем с натуральной пробкой, с которыми в хозяйстве столкнулись в конце XX века, все вина начиная с 2001 винтажа закупориваются исключительно винтом. «Зная это, я не сомневалась, что эти шардоне будут скорее свежими, чем пострадавшими от зловещего премокса, но заранее беспокоилась, будут ли эти вина достаточно разнообразными, чтобы дегустация получилась интересной», - поделилась своими опасениями Дженсис Робинсон. – «Я волновалась зря. Каждый сет и каждое вино демонстрировали свой стиль, и ярко проявились характерные особенности разных винтажей.»
«После первого сета я сказал гораздо более умному MW, чем я,» - пишет Джоз Фаулер, - «что мне показалось, что у вин такой вкус, будто их заморозили на будущее, типа «поместите себя в глубокую заморозку, чтобы вас можно было вернуть к жизни позднее». Он в ответ выразился еще лучше: это Хан Соло, замороженный в карбоните. Эти вина будут длиться и длиться. Пытаюсь представить, кто будет Джаббой Хаттом.»
Винтажи
Семья Брайковичей перебралась в Австралию в конце 1930-х годов и в 1944 основала винодельню неподалеку от города Окленд, купив первый виноградник, сегодня известный как Сан-Марино. В середине 1980-х легендарный винодел Мате Брайкович совершил тихую революцию, высадив французские сорта взамен местных гибридов, и стал делать вина, используя современные методы. Фокус был сделан на сорте шардоне, причем Мате, а затем его сын Майкл, нынешний главный винодел Kumeu River,всегда внимательно отбирали клоны для каждого терруара, где-то используя клоны из Мендосы, где-то бургундский клон 15, а также экспериментировали с архитектурой лозы.
Для Мате, и особенно для Майкла Брайковича, три года в 1980-х отработавшего в Кот д'Ор, главным ориентиром всегда была Бургундия. Все шардоне хозяйства в целом сделаны в одном, бургундском, ключе: внимательный ручной сбор, прессование целых гроздей, ферментация, а затем выдержка на осадке в течение 11 месяцев. Разница только в пропорции новых бочек, используемых для выдержки. Единый подход к винификации сделал вертикальную дегустацию еще более интересной: узнаваемый единый стиль шардоне Kumeu River позволил прочувствовать особенности каждого винтажа и каждого виноградника.
Пол Брайкович подробно представил каждый из 12 винтажей, отметив, что несмотря на довольно низкую широту оклендских виноградников, благодаря морским бризам температура летом редко поднимается выше 30 градусов. Нам интересны несколько последних винтажей, вина которых есть на полках «Винум».
2017 — прохладный год с погодными сюрпризами во время сбора урожая, однако тщательный отбор ягод позволил получить качественный и чистый виноград, хотя и в меньшем количестве.
2016 — довольно хороший винтаж, более спелый, чем 2015, и более персиковый, чем 2017.
2015 — прохладный и очень хороший год с довольно небольшим объемом урожая. Шардоне с цитрусовым характером.
2014 — блистательный винтаж, все прошло как надо. Очень чистые, спелые ягоды, которые было легко собирать. Щедрая ароматика и текстура. Вина немного закрыты вначале, но в целом эталонный винтаж.
2013 - дал ягоды очень высокого качества и концентрации (из-за сентябрьских морозов). Брайковичи арендовали вертолеты в надежде спасти урожай, однако воздух был настолько холодным, что было нечего опускать лопастями вертолетов. «Мы потратили кучу денег, но все было бесполезно», - рассказывал Пол. - «Мы сделали всего по 200-300 ящиков (1800 - 2700 литров) вина с отдельных виноградников вместо обычных 1000 и больше.»
Итоги
Mate's Vineyard Chardonnay
Выпускается как вино с отдельного виноградника с 1993 года (после смерти Мате Брайковича в 1992 году виноградник назвали в его честь). Площадь 2,5 га, почвы — рыхлая, хрупкая глина, лозы высажены в 1990 году (аргентинские клоны из Мендосы). Виноградник расположен у подножия Хантинг Нилл и регулярно овевается морскими бризами. По словам Пола Брайковича, в хозяйстве думали, что пора уже пересаживать старые лозы, «но качество винограда становится все лучше и лучше», так что пока виноградник не трогают. Благодаря низкой урожайности и концентрированности ягод, вина Mate's Vineyard “могут быть несколько закрытыми в молодости и всегда гораздо более плотные и насыщенные, чем другие шардоне хозяйства. Но после восьми лет выдержки они начинают обретать плоть и кровь». При выдержке используется 30% новых бочек, в основном бургундские Seguin Moreau и François Frères.
Mate's Vineyard Chardonnay 2017
Jancis Robinson (JR) – 17++/20
James Suckling (JS, дегустировал Стюарт Пиготт) — 97/100
Greg Sherwood MW (GSh) - 96+/100
Farr Vintners (FV) - 18/20
Mate's Vineyard Chardonnay 2016:
18/20 (JR), 95/100 (JS), 93+/100 (GSh), 17/20 (FV)
Hunting Hill Chardonnay
Шардоне с собственного виноградника площадью 3 га, прямо напротив винодельни. Лозы сформированы по системе «лира» (ствол лозы разделен на две части, побеги ведутся вверх в разные стороны, по двум шпалерам). Виноградник пересажен в 2000 году, Брайковичи отказались от аргентинских клонов, которые подвержены заболеваниям, и высадили бургундский клон 15. Почвы преимущественно глинистые, участок с прохладным микроклиматом, открытый воздействию морских бризов. Однако несмотря на прохладный характер терруара, виноград здесь ежегодно собирают первым. Вино получается более легким, чем с Mate's Vineyard, и очень элегантным, со свежей ароматикой лимона и цветов лайма, пронзительной кислотностью и выраженной минеральностью. Для выдержки используют 25% новых бочек , обычно François Frères. Вертикальная дегустация показала, что вино развивается очень медленно и имеет большой потенциал для выдержки в бутылке.
17,5/20 (JR), 95/100 (JS), 95/100 (GSh),17,5/20 (FV)
17,5/20 (JR), 94/100 (JS), 95+/100 (GSh),17,5/20 (FV)
17,5/20 (JR), 96/100 (JS), 96+/100 (GSh),18,5/20 (FV)
18/20 (JR), 95/100 (JS), 96+/100 (GSh),17,5/20 (FV)
Участники дегустации: Дженсис Робинсон, Нил Мартин (Vinous), Оз Кларк, Дан Килинг (издатель Noble Rot Magazine), Стивен Спурье, Нил Бекетт (издатель World of Fine Wine), журналисты Sunday Times и Decanter.
По материалам jancisrobinson.com, farrvintners.com, vinolent.net